Май 2018
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Полное расписание тренингов

Федосова Людмила (1 г. назад)

Стажировка проходит в понедельник-вторник-среду с 10:00 до 13:00. Запись по телефону[...]

О тренинге "Стажировка на рабочем месте клинического психолога"

Людмила (1 г. назад)

Добрый день! Стажировка только в указанные часы?

О тренинге "Стажировка на рабочем месте клинического психолога"

Александр (1 г. назад)

Интересный тренинг. А будет нечто похожее? Когда и где?

О тренинге "Психосоматика"

Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 4. Сходство

Субтест 4. Сходство

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении.

Инструкция: «Я сейчас что-нибудь говорить, а ты продолжи, хорошо? Ну, давай попробуем: «Лимоны кислые, а сахар…». При неудаче дать правильное окончание фразы и перейти к заданию № 2. При неудаче снова оказать помощь. Больше не помогать! Если их первых четырех заданий выполнено не менее двух, перейти к заданиям №№ 5-16. В противном случае – прекратить.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении.

Инструкция: «Я тебе назову какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они одинаковы. Только старайся говорить как можно больше, до тех пор, пока сам все не скажешь, или пока я тебя не остановлю. Ну, давай попробуем…» предложить задание № 5. При неудаче оказать помощь: «У них есть косточки, это фрукты, они растут на деревьях». Перейти к заданию №6. При неудаче – также оказать помощь. Больше не помогать! Прекратить при трех неудачах подряд. Если при прекращении теста, т.е. при трех неудачах подряд испытуемый имеет не менее 3-х баллов за задания №№ 5-16, дать аванс за задания 1-4: 4 балла, если менее 3-х баллов, возвратиться к этим заданиям.

Оценки за задания №№ 1-4: 1-0 балл,

за задания №№ 5-16: 2-1-0.

Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.

Общие критерии оценок за задания №№ 5-16: 2 балла – если дается обобщающее слово (проводится классификация); 1 балл – если перечисляются отдельные признаки.

Задания и контрольные ответы Оценка
1 Лимоны кислые, а сахар …
(сладкий)
2 Ты ходишь ногами, а бросаешь …
(руками)
3 Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки …
(женщинами или тетеньками)
4 Нож и кусок стекла оба …
(острые)
5 Слива – персик (или вишня).
2: Фрукты. Фруктовые деревья. Плоды.
1: Еда. Их едят. (любые два признака из следующих: косточка, кожица, круглые, форма, сок, сладкие).
0: Вкусные. Вкус. Маленькие. Нравятся. Ягоды.
6 Кошка – мышка.
2: Животные. Млекопитающие. Живые существа. Четвероногие.
1: Четыре ноги. (Любые два признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть).
0: Едят. Шкурки. Быстро бегают. Ловкие.
7 Вино – пиво.

(Часто под ответом «не знаю» подразумевается: «не пил, не пробовал». Необходима следующая форма вопроса: «Как ты думаешь, что между ними общего?»)

2: Алкогольные (или спиртные) напитки. Опьяняющие вещества.
1: Напитки. Их пьют, жидкие. Жидкость. Кружится голова. Крепкие. С градусами. Возбуждающие напитки. Горькие. В них спирт.
0: В бутылках. Одинакового цвета (или вкуса).
8 Пианино – скрипка.
2: Музыкальные (струнные) инструменты. Инструменты, на которых играют.
1: На них играют. Струны. Имеют мелодию (звуки). Музыкальные предметы. Предметы, на которых играют.
0: Одинаково играют. Из дерева.
 ?: Инструменты.
9 Бумага – уголь.
2: Органического (или растительного) происхождения. Содержат углерод. В их состав входит углерод. Органические вещества.
1: Горят. Из дерева получаются.
0: Топливо.
 ?: По происхождению. Продукты промышленного производства.
10 Килограмм – метр.
2: Единицы измерения СИ (или измерения). Меры. Измерительные величины.
1: Ими измеряют. Оба говорят о величине.
0: Оба говорят о длине и/или весе. В килограмме 1000 граммов и в метре 1000 мм. Кг/м = Дж.
 ?: Виды измерения.
11 Ножницы – медная сковородка.
2: Предметы домашнего обихода. Сделаны из металла.
1: Используются в быту (или в хозяйстве, или дома). Из стали. Имеют металлический блеск.
0: Блестят. Имеют ручки. Железные.
 ?: Из одного материала.
12 Гора – озеро.
2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Географические названия. Природные образования. Рельеф местности. Элементы (или составные части) рельефа.
1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы пейзажа. Имеют полезные вещества.
0: Имеют воду и землю. Всегда на местности. Поверхность земли.
 ?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность.
13 Соль – вода.
2: Химические (или органические) вещества (или соединения). Необходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов.
1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукты (или предметы) питания. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул.
0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы.
 ?: Их используют.
14 Свобода – справедливость.
2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятия. Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права.
1: Лозунги борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это желание любого народа. Без них человек не может счастливо жить.
0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без справедливости нет свободы.
 ?: Связь с борьбой за справедливость. Права человека. человеческие потребности.
15 Первый – последний.
2: Крайние члены (или концы) ряда. Замыкающие. Замыкают концы (или ряд) этапы какого-либо действия.
1: Находятся на краях. Крайние. Крайние точки. Концы. Обозначают место (или порядок). Ограничивают что-то. Противоположные.
0: Первый – начало, последний – конец. Если есть первый, есть и последний. Два конца. Начало и конец. Счет. Цифры. Числа. Конечные числа. Порядковые числительные. Меры счета. Номерной порядок.
 ?: В ряду (или очереди) порядок.
16 Число 49 – число 121.
2: Квадраты простых (первоначальных или нечетных) чисел.
1: Нечетные. Не делятся на два. Натуральные (или целые) числа. Квадраты чисел 7 и 11.
0: Их корни – числа 7 и 11. Делятся только на само себя и единицу (или на одно и то же число). Числительные. Числа. Цифры. Состоят из цифр.
 ?: Квадраты.


Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению.

При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.

Обратить внимание на следующие феномены:

  • какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретны;
  • обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении;
  • избыточность информации, элементы резонерства испытуемого;
  • при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении;
  • испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого;
  • такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкость.


См. также

Тест Векслера

Тест Векслера/Детский вариант